Замена гусеницы на снегоходе ямаха
Не так давно мы говорили о том, как подготовить снегоход к зиме и провести простейшие работы после консервации. Теперь остановимся более подробно на самой главной операции-натяжке трака (гусеницы) снегохода Ямаха.
Так как же правильно натянуть и отрегулировать трак снегохода, ведь регулировка трака (гусеницы) влияет на долговечность её использования, расход топлива снегохода, максимальную скорость и проходимость? Основными моментами в регулировке гусеницы (трака) являются натяжка и центрирование самого полотна. Особенно часто необходимость в регулировке возникает на новых снегоходах, поскольку происходит притирка гусеницы с приводными звездочками, направляющими и вытягивание полотна гусеницы. Регулировка вне зависимости от марки снегохода, должна проводится на прогретой в движении подвеске и гусенице. Т.е. сразу после пробега снегохода в полевых условиях. Так же перед регулировкой необходимо очистить подвеску от снега и льда, проверить состояние подвески на наличие люфтов и устранить их. Эти требования являются обязательными.
Влияние перетянутой гусеницы на поведение снегохода легко почувствовать- снегоход тяжело стартует, медленно набирает скорость, двигатель может греться — то есть, тратится дополнительное усилие на вращение гусеницы. Кроме того, у снегоходов с подвеской с салазками, в силу излишнего трения, происходит интенсивный износ склизов (направляющих трака).

Слабая натяжка гусеницы приводит к проскальзыванию звезд приводного вала относительно гусеницы при интенсивном разгоне или нагрузке. Так же гусеница имеет возможность смещаться «гулять» и часто вращается не в пределах беговых дорожек, склизы протирают резину, двигаясь не по скобам, может ломать спицы, наблюдается износ боковых кромок (лезет корд). В конце концов на Ямахах это приводит к тому что гусеница «гуляя» разводит в стороны приводные шестерни (звёзды), и трак перестает вообще цепляться за приводной вал всеми зацепами.
Рекомендую перед регулировкой натяжения и центровки гусеницы очистить ходовую часть от снега, льда и грязи и убедиться в исправности и правильной регулировке подвески. Проверить целостность пружин, также проверить износ направляющих трака (склизов), проверить вращение катков, проверить люфты рычагов и креплений подвески, при необходимости устранить. Если снегоход имеет «ломающуюся» подвеску, необходимо отрегулировать узел слома. Если затянуть пружину узла, то складываться такая подвеска будет меньше и наоборот. Правильная регулировка гусеницы после отстоя снегохода в теплом гараже «на сухую», и без прокачки подвески в реальных условиях невозможна. После пробега можно приступать к регулировке, для чего необходимо вывесить заднюю часть снегохода, исключив контакт с поверхностью.

Проверка натяжения гусеницы. На вывешенной гусенице необходимо положить в середину гусеницы (в месте самого большого провиса) определенный груз и замерить расстояние от трака до полоза ( направляющей), в соответствии с рекомендациями завода изготовителя. Обычно так описаны действия в руководстве по эксплуатации. На практике применяют другой метод натяжки гусеницы — «По пальцам». Посередине трака между гусеницей и склизом должен легко входить один палец, туго — два пальца. Простота этого метода имеет неоспоримое преимущество — проверить натяжение гусеницы можно всегда и везде. Если натяжка гусеницы с разных сторон немного различается, страшного в этом ни чего нет. Главное чтобы гусеница не сползала вбок на натяжных катках при проверке центровки (после прокручивания гусеницы мотором). Категорически не следует натягивать гусеницу потуже. Лучше немного не дотянуть, чем перетянуть. Гусеница растягивается и однажды ее придется заменить не из-за разрывов или износа, а из-за того, что кончился ход болтов натяжителя.
Центрирование гусеницы. Запустив двигатель, проворачиваем мотором гусеницу десяток оборотов и смотрим натяжение и расстояния от краев наружных окон гусеницы до боковых поверхностей задних натяжных катков. Смотреть необходимо с заднего торца гусеницы. Натяжные катки должны быть примерно посередине прямоугольных отверстий — зацепов в гусенице, расстояния между внешними краями отверстий и торцами катков должны быть одинаковы. Эти расстояния должны сохраняться во время прокрутки гусеницы на весу мотором. Если гусеница сползла на одну сторону, то подтягиваем ее с той стороны, куда она сползла или ослабляем с противоположной, в зависимости от уже достигнутого натяжения. Гусеница не должна «гулять» при движении.
И помните, что не дотянуть гусеницу всегда лучше чем перетянуть. Вылезший корд по кромке гусениц необходимо оплавлять раскаленным металлическим предметом или зажигалкой. В период длительного хранения снегоход должен быть вывешен, гусеница ослаблена и не касаться поверхности, полезно проворачивать гусеницу не реже раза в пол года.
Поскольку в данный момент по Российскому законодательству ВЫ продаете и покупаете мототехнику Ямаха по Договору купли-продажи транспортного средства в свободной письменной форме, ВЫ можете скачать такой договор на этой странице… (Договор Купли-Продажи мототехники Ямаха)

Устройство снегоходной гусеницы достаточно просто: она состоит из закольцованной синтетической кордовой ленты, вокруг которой навулканизирован резиновый слой с отформованными грунтозацепами и отверстиями под приводные звезды. Отверстия усиливаются обжатыми по их краям металлическими пластинами. Ряд моделей гусениц ошипован аналогично автомобильной шипованной резине.
В процессе эксплуатации гусеница снегохода подвергается значительным нагрузкам, что усугубляется низкими температурами. На морозе характеристики резины значительно меняются: возрастает ее твердость и теряется упругость, в связи с чем деформации при перегибах гусеницы значительно увеличивают риск механического повреждения: растрескивания и отслаивания резинового слоя от корда, обрыву фрагментов грунтозацепов. Быстро сократить срок службы гусеницы могут повреждения об скрытые под снегом предметы, способные прорезать или надорвать ее, а также работа с сухим трением ? например, даже кратковременные выезды на поверхности, не покрытые снегом. В такие моменты сильно изнашивается как сама гусеница, так и склизы подвески.
Замена или ремонт?

Замена гусеницы требуется в следующих случаях:
- Значительный износ грунтозацепов, приводящий к ощутимой потере сцепления с поверхностью. Это особенно актуально при езде по рыхлому снегу.
- Вытяжка гусеницы до длины, не позволяющей отрегулировать ее натяжение ? как правило, у дешевых моделей.
- Протирание внутренней поверхности склизами. Как правило, это происходит из-за частой езды по сухому снегу и, как следствие, недостаточной смазки склизов.
- Отслоение и отрыв резины от корда. Езда с такой гусеницей вызовет ее быстро прогрессирующее разрушение.
- Глубокие надрывы, затрагивающие корд. Их развитие чревато разрывом гусеницы, что в дороге невозможно исправить.
Последние требования наиболее актуальны для мощных спортивных снегоходов, при езде на которых нагрузка на гусеницу значительно больше, чем при обычной эксплуатации утилитарной техники. Характеристики этих аппаратов ощутимо различаются: требования к качеству гусеницы у 123-сильного Arctic Cat ZR 6000 El Tigre гораздо больше, чем у ?Тайги? с мотором мощностью 50 л.с.

Нужно отметить, что в ряде случаев гусеницу снегохода можно удачно отремонтировать. Это проверено опытом владельцев отечественных ?Буранов? и ?Рысей?, несмотря на то, что гусеницы на эти снегоходы стоят в 6?10 раз дешевле, чем на современную импортную технику и их замена не так ощутима для кармана.
Ремонт гусеницы производится по методике, знакомой любому шиномонтажнику: наклеиванием резинокордовой заплаты на поврежденное место, обработанное специальным составом ? праймером, с последующей вулканизацией, то есть, прогревом под давлением. Для этого удобнее всего применять специальное устройство ? вулканизатор, но можно обойтись и подручными средствами. Таким способом удается чинить как отслаивание резины от корда, так и надрывы (путем наложения заплат с двух сторон).
Для ремонта небольших повреждений обычно применяются автомобильные кордовые заплаты, для более крупных работ используют отрезки транспортерной ленты и прочные специализированные клеи, например, двухкомпонентный TIP TOP Cement SC 2000. Таким образом можно даже склеить укороченную путем вырезания фрагмента гусеницу, к чему поневоле приходится прибегать владельцам ?Икаров?, найти новую гусеницу на которые практически невозможно. Иногда наклеенный слой страхуют несколькими заклепками с широкими металлическими шайбами.

Стоит проверить и надежность фиксации металлических пластин-усилителей, при необходимости ? дополнительно обжать их во избежание потери при езде.
Иногда, если основной причиной замены гусеницы стал сильный износ грунтозацепов, ее ошиповывают для дальнейшего применения на твердом насте и льду (например, при езде по замерзшим водохранилищам). Ряд моделей гусениц выпускается с уже готовыми посадочными местами под специальные шипы ? например, Camoplast RipSaw. Для кустарной же ошиповки обычно используются саморезы. [ads-pc-1]
Необходимо ли обращение в мастерскую?
При принятии решения о замене гусеницы своими силами следует трезво оценить сочетание своих возможностей с конструктивными особенностями снегохода, так как перечень работ может несколько отличаться. Типичный порядок выполняемых работ при замене гусеницы на примере снегохода Arctic Cat 580Z выглядит так:
-
Вывешивается на специальном подъемнике или подручными средствами задняя часть снегохода.
- Ослабляется натяжение гусеницы, после чего откручивается тележка.
- Снимается ведомый шкив вариатора (часто ошибочно многими называемый ?задним вариатором?), извлекается трос спидометра. Может потребоваться специальный съемник.
- Сливается масло из редуктора, после чего снимается его крышка.
- Демонтируются пружины натяжителя приводной цепи, шестерни редуктора и сама цепь.
- Откручивается крышка подшипника приводного вала гусеницы.
Только после этого можно выдвинуть внутрь ведущий вал привода гусеницы и снять ее, а затем, заведя новую гусеницу на место, собрать все в обратном порядке. Важно помнить, что перед установкой внутренняя поверхность гусеницы должна быть смочена водой ? она выполняет роль смазки для склизов.
Натяжение новой гусеницы следует производить после того, как двигатель некоторое время прокрутит ее на вывешенном снегоходе.

Список необходимых операций может увеличить наличие на приводном валу дискового тормоза, а также неудачная компоновка других узлов. Так, на Ski-Doo TNT придется демонтировать не только механизм тормоза, но и аккумулятор с глушителем. Подобная работа уже способна оказаться затруднительной для многих владельцев снегоходов, так что принятие решения о передаче аппарата в мастерскую будет весьма разумным. Для большинства же аппаратов высшей ценовой категории, стоимость гусениц на которые измеряется десятками тысяч рублей, ответ будет очевидным, ведь цена работы мастера составит незначительную часть затрат. Самостоятельная замена в таких случаях скорее прихоть, чем необходимость.
Общие рекомендации
Замену гусеницы удобно сочетать с общим профилактическим осмотром подвески: проконтролировать состояние катков и/или склизов. Поскольку замена гусеницы в основном производится в конце осени во время предсезонной подготовки, одновременно с этим меняются склизы, моторное масло, а необходимость разборки вариатора и редуктора позволяет оценить и вовремя заменить при необходимости ремень вариатора, устройство натяжения цепи редуктора или подшипники приводного вала.
Хранение снегохода в неотапливаемом помещении заметно ускоряет старение гусеницы и сокращает срок ее службы. Кроме того, нужно правильно выбирать тип гусеницы в зависимости от наиболее частых условий эксплуатации ? развитые грунтозацепы для рыхлого снега быстро и без практической пользы изнашиваются на твердом насте. Чем ниже температура воздуха, тем жестче условия работы гусеницы ? в регионах с мягкой зимой и частыми оттепелями ее ресурс будет заметно больше, чем при сильных морозах.