Снегоход выпуск
Снегоходы
Снегоходы представляют собой открытые лыжно-гусеничные машины, обычно, с двухтактным двухцилиндровым двигателем. К мототехнике их причисляют из-за специфичной посадки водителя и характерных для мотоциклов органов управления. Вместо шестеренчатой коробки передач на снегоходах устанавливается клиноременной вариаторный привод. Ведущий и ведомый валы в таком приводе имеют конусообразное сечение, расположены параллельно, вершинами конусов в разные стороны. Передача вращения осуществляется посредством эластичного ремня клиновидного сечения. Перемещая ремень вдоль осей валов, можно плавно изменять передаточное число привода и тем самым изменять скорость снегохода. В качестве ходового элемента во всех снегоходах используется гусеница из эластичного материала с грунтозацепами. Управляются они двумя опорно-поворотными лыжами.
Различают три основных класса снегоходов: рабочие, туристские и спортивные.
Рабочие снегоходы отличаются высокой проходимостью за счет широкой (до 610 мм) и длинной (до 4000 мм) гусеницы, «тяговитым» двигателем и трансмиссией, в которой можно включить понижающую передачу для буксировки тяжелого груза или подъема на крутые склоны. Мощность двигателя — 30-60 л. с. Корпус и подвески этих снегоходов изготавливают, как правило, из прочных материалов, поскольку для рабочего снегохода на первом месте стоит надежность.
Туристские снегоходы предназначены для отдыха. Ширина гусеницы уменьшена до 380 мм. Их покупают любители зимних прогулок. Для любителей активной езды существуют машины с очень мощными (до 170 л. с.) двигателями, обеспечивающими скорости под 200 км/ч (цена $10 000-15 000). Для более спокойной езды существуют менее мощные и не столь дорогие туристические снегоходы. Все машины в данном классе объединяет достаточно хорошая проходимость и высокий уровень комфорта, который необходим в дальних поездках.
В спортивных моделях в целях снижения массы отсутствуют привод заднего хода и электростартер, привычные для рабочих или туристических снегоходов. Основная Задача этих машин — скоростная езда по специально подготовленным трассам на соревнованиях или просто доставлять удовольствие от быстрой езды. Мощности двигателей, как правило, очень высокие. Конструкция подвески максимально облегчена и обычно включает спортивные пневмоамортизаторы высокого давления. Проходимость спортивных снегоходов хуже, чем рабочих и туристических, поэтому для езды по глубокому снегу в лесу или по пересеченной местности они непригодны.
В снегоходах нет коробки передач, как в автомобилях или мотоциклах. Для изменения передаточного отношения между двигателем и ходовым элементом здесь традиционно используется бесступенчатый центробежный вариатор.
Отечественная промышленность выпускает две модели снегоходов. Рыбинский мотостроительный завод освоил выпуск рабочего снегохода «Буран-М», а Уфимское мотостроительное производственное управление — универсальный рабоче-туристский снегоход «Рысь».
Отличительной особенностью Бурана является то, что у него вместо двух установлена одна рулевая лыжа. Так как основная масса снегохода находится над гусеницами, то управление снегоходом весьма затруднительно и крутые повороты на высоких скоростях практически невозможны. На снегоходе установлен двухцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом 635 см3. Расход топлива огромен и составляет на 100 км 30 л. Две гусеницы шириной по 38 см и длиной 370 см обеспечивают высокую устойчивость и проходимость вездехода. Масса его составляет 300 кг. По техническим характеристикам снегоход «Буран» существенно уступает снегоходам иностранного производства, однако цена его (23 000 руб.) почти в 10 раз ниже.
Снегоход «Рысь» — современный снегоход с двумя опорно-поворотными лыжами и одной ходовой гусеницей. 2-тактный, 2-цилиндровый двигатель объемом 431 см3 обеспечивает мощность 40 л. с. и скорость — 90 км/ч.
Снегоходы «Рыбинских моторов» — 28 лет успеха.
Столь внушительная производственная программа стала возможной благодаря высокому научно-техническому и производственному потенциалу рыбинского предприятия, одному из крупнейших производителей авиационных двигателей в России.
Сегодня на предприятии активно реализуется комплексная программа работ по модернизации снегохода «Буран», а также по созданию на его базе более мощного длинногусеничного снегохода «Буран СБ-640МД», который призван дополнить, а в ряде случаев и заменить «Буран» за счет более мощного двигателя и увеличенной площади опоры. Он стал новым этапом в развитии первого российского снегохода и выполнен по схеме: две ведущие гусеницы — одна рулевая лыжа. Для достижения более высоких, по сравнению с «Бураном», эксплуатационных показателей здесь применены гусеничные ленты длиной 3700 мм, шириной 380 мм и широкая рулевая лыжа, что дает, несмотря на увеличение веса, снижение удельного давления на грунт. Двигатель мощность 33 л.с. (по сравнению с 28 л.с. у «Бурана») повышает возможности снегохода по доставке груза как на грузовой площадке, так и на прицепе.
Новый дизайн снегохода, работа над которым велась конструкторами «Рыбинских моторов», ориентирован на максимальное улучшение эргономических и эксплуатационных характеристик при сохранении технологичности конструкции. Полное капотирование моторного отсека совместно с новой системой шумоглушения позволяет снизить общий уровень шума на 5-6 дБ (этот показатель почти в два раза ниже, чем у «Бурана»). Приподнятое сиденье и регулируемый руль снижают утомляемость водителя при длительных поездках.
Конструкция модернизированного «Бурана» предусматривает возможность выпуска целой гаммы модификаций в зависимости от требований покупателя. Снегоход может изготавливаться как в двухместном, так и в одноместном (с увеличенной грузовой площадкой) варианте; иметь одну или две скорости вперед при обязательном наличии заднего хода; запускаться от ручного или электрического стартера; оснащаться дополнительным генератором и обогреваемыми рукоятками руля.
Еще одно направление ‑ легкие одногусеничные снегоходы «Икар», которые предназначены главным образом для спортивных и развлекательных поездок. В 1997 году была полностью завершена технологическая подготовка производства снегоходов «Икар», позволяющая довести выпуск этой модели до 500 машин в год.
Универсальный тяжелый одногусеничный снегоход нового поколения "Тайга«‑ четвертая и наиболее совершенная по техническому уровню разработка конструкторов «РМ» в области снегоходостроения, обеспечивающая реализацию эксплуатационных характеристик, которые не уступают параметрам лучших зарубежных аналогов.
Полномасштабные работы по созданию семейства снегоходов нового поколения начались в 1998 г., а к февралю 1999 года завершено изготовление опытной партии первенцев нового семейства ‑ пяти образцов тяжелых снегоходов «Тайга».
Перед конструкторским бюро предприятия была поставлена задача создать машину, отвечающую самым высоким требованиям современного рынка, сконцентрировав свое внимание на следующих основных направлениях:
— современный дизайн и применение новых формообразующих деталей снегохода с шумопоглощающими покрытиями,
— повышение надежности за счет применения высококачественных отечественных и импортных комплектующих, в том числе ‑ использования японских карбюраторов VM32,
— создание комфортных условий для водителя и пассажира ‑ введение телескопической подвески рулевых лыж, усовершенствованной подвески ходовой части, обогреваемой рукоятки газа и руля, использование сидения улучшенной формы,
— увеличение мощности, ресурса, снижение расхода топлива двигателей,
— совершенствование конструкции трансмиссии с целью повышения КПД и надежности,
— модернизация ходовой части: переход на длинные, широкие гусеницы, изменение типа подвески для улучшения эксплуатационных показателей снегоходов.
Первые опытные образцы нового снегохода «Тайга» были изготовлены в январе 1999 г. Техническим советом компании было признано, что технические характеристики машины соответствуют лучшим современным иностранным образцам. В феврале опытные образцы снегохода «Тайга» были переданы на ходовые испытания. Результаты первых испытаний показали хорошие ходовые качества, повышенный комфорт для водителя и достаточную для первых образцов надежность новой машины.
При изготовлении первых образцов снегохода «Тайга» в опытном и серийном производствах «РМ» было освоено 11 принципиально новых технологических процессов. Среди них такие как:
— ротационное формование деталей типа топливного бака из порошковых пластмасс;
— изготовление корпусных деталей из стеклопластика с облицовочным слоем методом напыления, отличающихся широкой цветовой гаммой и высоким качеством поверхности деталей;
— технология изготовления деталей из листового полиэтилена методом термовакуумной формовки;
— изготовление специальных прессованных профилей из алюминия;
— изготовление специальных профилей из термопластов с низким коэффициентом трения;
— создание нового высококремнистого сплава для поршней двигателя;
— изготовление рукояток управления с электроподогревом.
«Тайга» спроектирована по классической схеме «две направляющие лыжи и одна гусеница» и имеет высокую маневренность. Подобраны оптимальные для обеспечения экономичности и высоких эксплуатационных характеристик размеры гусеницы.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СНЕГОХОДА «ТАЙГА»
Геометрические размеры
Длина, мм — 3 000
Ширина, мм — 1 150
Высота, мм — 1 250
Расстояние между лыжами, мм — 960
Гусеницы (ширина и длина), мм — 500×3900
Характеристики
Вместимость, чел — 2
Скорость км/час — До 100
Объем топливного бака, л — 40
Уровень шума, дБл — 80
Двигатель
Модель РМ3-500
Рабочий объем, см3 — 497
Мощность двигателя, кВт (л.с.) — 33 (43)
Литровая мощность кВт/л (л.с./л) — 66 (90)
Обороты максимальной мощности — 6800…7000
Карбюратор VM32
Топливо, октановое число (не менее) — 90
Подвеска
Тип подвески лыжи
Теле-скопическая
Ход подвески лыжи, мм — 116
Тип подвески гусеницы
Скольз. рельс.
Ход подвески гусеницы, мм — 210
Число передач — 2-вперед, 1-назад
В программу создания опытной партии этих машин ОАО «Рыбинские моторы» инвестировало около 10 млн. рублей собственных средств. В частности, в процессе выполнения первого этапа программы:
— изготовлено 38 наименований оснастки для литейных цехов и около 500 наименований оснастки и приспособлений для механических цехов;
— выполнено научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на общую сумму более 2 млн. рублей;
— изготовлено собственными силами 9 единиц и приобретено от поставщиков 7 единиц специального оборудования стоимостью более 1 млн. руб;
— на содержание конструкторских и технологических служб затрачено около 3,5 млн. рублей.
В целом на освоение мелкосерийного производства потребуется израсходовать около 150 млн. рублей.
Приобретение отсутствующих в России материалов и комплектующих осуществлялось по прямым контрактам с зарубежными фирмами Канады, Японии, Германии, Италии, Бельгии, Англии, Финляндии и практически всех стран СНГ. На первых опытных машинах комплектующие иностранного производства составляют около 10%. По мере развертывания массового производства «Тайги» планируется постепенно освоить производство большинства комплектующих в России
В настоящее время предприятие продолжает работы по совершенствованию конструкции, повышению ее надежности и технологичности снегохода. Одновременно продолжается подготовка производства к его серийному выпуску. Для этого предстоит освоить еще более 11 новых процессов, в том числе:
— литье и механическая обработка поршней из высококремнистых сплавов, сложной геометрии и с жесткими допусками;
— создание мощностей и освоение окраски деталей высокопрочыми порошковыми красками;
— развитие мощностей стеклопластикового производства и освоение изготовления мастер-моделей и рабочих матриц для него;
— раскатка внутренних резьб вместо нарезания;
— получение полиэтилена в порошках;
— отладка долгосрочных контактов с фирмами-поставщиками материалов, профилей и комплектующих, а также ряд других процессов.
Для полномасштабного освоения серийного производства необходимо затратить еще более 100 млн. рублей, в том числе на:
— приобретение и изготовление оборудования ‑ всего около 85 млн. рублей, из них около 65 млн. рублей ‑ закупки импортного оборудования;
— изготовление оснастки более 1000 наименований стоимостью свыше 2,5 млн. рублей;
— выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на сумму около 6 млн. рублей;
— приобретение импортных комплектующих и материалов на общую сумму около 8 млн. рублей.
На сегодняшний день снегоход «Тайга» прошел сертификацию, и после окончательной доводки с июля 1999 года планируется начало серийного производства снегоходов нового поколения. До конца года предполагается выпустить 200 новых машин.
Стоимость нового снегохода составит 2400 долларов США, или в среднем в три раза дешевле зарубежных аналогов (при серийном производстве 5000 штук и более в год цена машины будет снижена до 2000 долларов США).
В соответствии с планом развития семейства снегоходов нового поколения в настоящее время ведется разработка целой гаммы таких машин, в том числе «Тайга СТ-500Д», «Тайга-410Д», а также специализированная спортивная модель, которая получила рабочее название «Тайга‑Спорт».
Бизнес-план развития снегоходной тематики «Рыбинских моторов» предусматривает интенсивное развитие дилерской сети для обеспечения реализации снегоходов нового поколения и обеспечения их сервисного обслуживания во всех регионах страны.