Снегоход р

ГОСТ Р 50944-2011Группа Д21

СНЕГОХОДЫ

Snowmobiles. Technical requirements and test methods

Дата введения 2012-09-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»Сведения о стандарте

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50944-96Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

3.1 снегоход: Самодвижущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения вне дорог преимущественно по снегу, имеющее собственную массу не более 450 кг, сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, не имеющее кабины закрытого типа или элементов, образующих каркас безопасности вокруг водителя и пассажира (пассажиров), приводимое в движение с помощью гусениц (гусеницы), находящихся в контакте со снегом, и управляемое с помощью лыжи (лыж), находящихся в контакте со снегом.

3.3 собственная масса: Суммарная масса снегохода с полностью заправленным топливным баком, с полным объемом масла в двигателе и трансмиссии, с полным объемом охлаждающей жидкости (при наличии), с набором инструмента, прикладываемого изготовителем, но без водителя и пассажира (пассажиров) и массы багажа.

3.5 длина снегохода: Горизонтальный размер от передней части снегохода, включая бампер и лыжи или рукоятки лыж, до самой крайней задней части снегохода, включая бампер или другие несъемные детали.

3.7 высота снегохода: Вертикальный размер от любой твердой горизонтальной поверхности, на которой стоит снегоход в ненагруженном состоянии, до самой верхней точки снегохода, включая ветровое стекло.

3.9 детский снегоход: Снегоход, предназначенный для использования детьми возрастом не менее 6 лет под наблюдением взрослых на специально выделенных участках местности.

3.11 тормозной путь: Дистанция, проходимая снегоходом с момента приложения усилия к органу управления рабочей тормозной системой до момента полной остановки снегохода.

3.13 устройства блокировки самопроизвольного движения; УБСД: Устройства различного принципа действия, предназначенные для автоматического предотвращения нежелательного движения снегохода, вызванного неисправностью или неверной регулировкой системы управления скоростью.

3.15 регулятор мощности: Дроссельная заслонка карбюратора или системы впрыска топлива, или иная подобная деталь или устройство, непосредственно дозирующие поступление в двигатель воздуха и (или) топлива и управляемые регулятором скорости, состояние которых непосредственно определяет количество рабочей смеси, сгорающей в цилиндре (цилиндрах) двигателя.

3.17 модификация снегохода: Категория снегоходов одного типа, конструкция которых не имеет никаких отличий, непосредственно влияющих на показатели, нормируемые настоящим стандартом.

Рисунок 1 — Основные элементы конструкции и органы управления снегохода

1 — орган управления рабочим тормозом; 2 — переключатель света фары (фар) дальний/ближний свет; 3 — руль; 4 — панель (панели) приборов и дополнительных органов управления; 5 — устройство блокировки самопроизвольного движения; 6 — регулятор скорости (рычажного типа); 7 — рукоятки руля; 8 — передний бампер; 9 — капот; 10 — фара головного света; 11 — задние боковые отражатели; 12 — гусеница; 13 — фартук для защиты от выбросов из-под гусеницы (гусениц); 14 — тягово-сцепное устройство; 15 — задний бампер/ручка для подъема (используются не на всех транспортных средствах); 16 — задний огонь/стоп-сигнал/отражатель (вариант совмещенного исполнения); 17 — ветровой щиток; 18 — передние боковые отражатели; 19 — наконечник/ручка лыжи; 20 — лыжа; 21 — направляющее ребро лыжи (служит для уменьшения износа лыжи и улучшения курсовой устойчивости); 22 — орган управления ручным запуском двигателя; 23 — подвеска гусеницы (направляющие скольжения и/или опорные катки); 24 — идентификационный номер транспортного средства; 25 — поручни пассажира (при наличии пассажирского места) (изображены боковые поручни); 26 — сиденье; 27 — подножки; 28 — тоннель или рама; 29 — поддон; 30 — поворотная ось лыжи; 31 — подвеска лыжи (изображена подвеска телескопического типа); 32 — амортизатор передней подвески (используются не на всех транспортных средствах)Рисунок 1 — Основные элементы конструкции и органы управления снегохода

4.1 Требования к тормозной системе

4.1.1.1 Снегоходы должны иметь рабочую и стояночную тормозные системы.

4.1.1.3 Рабочая тормозная система снегохода при влажных тормозных механизмах иных, чем дисковые, должна обеспечивать при торможении до полной остановки с начальной скорости 32 км/ч в соответствии с порядком, описанным в 5.1.3.4, среднее замедление не менее 3 м/с. Если эта величина замедления невозможна, должна иметь место блокировка гусеницы (гусениц).

4.1.1.5 Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность снегохода на уклоне 15° (при подъеме и при спуске) в течение не менее 5 мин.

4.1.2.1 Тормозная система снегохода должна приводиться в действие рычагом (рычагом тормоза), который должен быть расположен на левой рукоятке руля и сконструирован таким образом, чтобы его поворот в направлении к рукоятке руля вызывал замедление и остановку снегохода. Прилегание к рукоятке или ограничитель могут быть использованы вне зависимости от конструкции тормозного привода для ограничения перемещения рычага тормоза между полностью отпущенным и полностью нажатым положениями.Для типов снегоходов, поставленных на производство после 01.01.2013 г., максимальное расстояние до средней точки рычага тормоза не должно превышать 89,2 мм в соответствии с рисунком 2. Средней точкой рычага считается проекция на его рабочую поверхность (перпендикулярно оси рукоятки руля) середины отрезка, проведенного от оси поворота рычага до наиболее удаленной от нее крайней точки рабочей поверхности рычага (для рычага в полностью отпущенном положении). К длине рабочей поверхности рычага не относится та его часть на конце рычага с эргономическим профилем рабочей поверхности (но не более 25 мм), на которую не воздействует рука водителя при затормаживании снегохода.

ГОСТ Р 50944-2011 Снегоходы. Технические требования и методы испытаний

4.1.2.2 Конструкция тормозной системы снегохода должна выдерживать без поломок и остаточных деформаций деталей усилие на рычаге управления рабочим тормозом 400 Н, приложенное в точке на расстоянии не более 25,5 мм от крайней точки рабочей поверхности рычага тормоза в направлении перпендикулярно оси рукоятки руля и в плоскости вращения рычага управления, как показано на рисунке 2. Рычаг тормоза при затормаживании снегохода может упираться в рукоятку руля как за счет своего хода, так и за счет своей упругости, только при достижении блокировки гусеницы (гусениц), по крайней мере при сухих тормозных механизмах.

4.1.2.4 Тормозная система должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы эффективность ее действия не зависела от воздействия климатических условий (осадков, влажности, перепадов температур) при эксплуатации снегохода.Тормозная система должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы исключить возможность скопления влаги, которое может привести к полному или частичному отказу тормозной системы.Тормозная система должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы исключить негативное воздействие на ее узлы и детали нагревающихся частей двигателя и (или) выпускной системы.

4.1.2.6 Трассы тросов привода и трубопроводов тормозных механизмов должны быть проложены так, чтобы избежать перегибов.

4.2 Требования к уровню шума

4.2.2 Уровень шума снегохода при разгоне с максимальным нажатием регулятора скорости в соответствии с 5.2 не должен превышать:- 86 дБА — для типов снегоходов, поставленных на производство до 01.01.2013 г.;- 80 дБА — для типов снегоходов, поставленных на производство после 01.01.2013 г.

4.3.1 УБСД должны приводиться в действие с усилием, не превышающим 9 Н. Органы управления УБСН (при наличии у этих устройств самостоятельных органов управления) должны быть красного цвета.

4.3.3 При запуске двигателя в соответствии с 5.3.2.1 УБСД должны обеспечивать предотвращение запуска двигателя или передачи мощности от двигателя к гусенице (гусеницам) при любом положении регулятора мощности.

4.3.5 При неуправляемом снегоходе в соответствии с 5.3.2.3 УБСД должны автоматически отключать передачу мощности от двигателя к гусенице (гусеницам), когда водитель покидает транспортное средство. Требование настоящего пункта не является обязательным для детских снегоходов.

Рисунок 3 — Типичная кривая «Перегрузка-время» при ударе

Рисунок 3 — Типичная кривая «Перегрузка-время» при ударе

, (1)

Рисунок 4 — Диаграмма оценки соответствия сидения

Рисунок 4 — Диаграмма оценки соответствия сидения

4.5.1 Число, цвет и характеристики световых приборовСнегоход должен быть оборудован внешними световыми приборами, число, цвет и характеристики которых указаны в таблице 1.Таблица 1

4.5.3 Комбинации световых приборов и связанных с ними элементовДва или более световых прибора, светоотражателя или связанных с ними элемента конструкции могут быть объединены, если выполняются требования к каждому световому прибору, светоотражателю или связанному с ними элементу конструкции.

4.5.4.1 Задний огонь и огонь (огни) освещения номерного знака (при наличии) должны включаться одновременно с передней фарой.

4.5.5 Каждый из световых приборов, указанных в таблице 1, во включенном состоянии должен светиться постоянным светом.

4.6.1 Топливный бак должен сохранять свои функциональные свойства в диапазоне температур от минус 40 °С до плюс 60 °С.

4.6.3 Для защиты пластмассового бака и топлива в нем от воздействия солнечного света пластмассовый материал, из которого он изготовлен, должен содержать по крайней мере 0,5% непрозрачных соответствующих пигментов, которые не будут влиять на топливо и не будут разрушаться под действием топлива. Пигментный материал не требуется, если бак смонтирован так, что он не подвергается воздействию солнечного света.

4.6.5 В соответствии с ГОСТ 15088 температура размягчения по Вика материала топливного бака, изготовленного из пластмассы, должна быть более 120 °С при нагреве в воздушной среде.

4.6.7 В соответствии с 5.5 конструкция топливных баков должна исключать утечку топлива.

4.8 Требования к поручням для пассажира

4.8.2 Поручни для пассажира должны быть сконструированы таким образом, чтобы их способность выполнять свои функции не зависела от климатических и атмосферных условий (в частности, они не должны подвергаться старению и должны быть устойчивы к озону, солнечной радиации). Поручни должны быть устойчивы к нефтепродуктам и загрязнениям.

4.8.4 Поручни, не имеющие жесткого крепления к конструкции снегохода, должны автоматически возвращаться в положение, наиболее удобное для захвата рукой (руками).

4.9 Прочность элементов приводаЭлементы, передающие крутящий момент (ведущие и ведомые шкивы, преобразователи крутящего момента, центробежные сцепления и др.), за исключением гусениц и приводных звездочек, должны иметь достаточную прочность, исключающую их разрушение от действия центробежных сил при любых эксплуатационных и нештатных режимах. Указанное требование может считаться выполненным, если в соответствии с 5.9 в течение двух минут не происходит разрушения или каких-либо повреждений упомянутых элементов на следующих режимах:- вращение с оборотами, в полтора раза превышающими обороты максимальной мощности двигателя (но не менее 12000 об/мин) и кратными минимально возможному передаточному отношению от коленчатого вала двигателя к соответствующему элементу, или- вращение с оборотами, в 1,25 раза превышающими обороты двигателя при максимальном положении регулятора скорости и отсутствии нагрузки (приводной ремень снят) и кратными минимально возможному передаточному отношению от коленчатого вала двигателя к соответствующему элементу.

4.10.1 Работоспособность снегохода должна обеспечиваться в диапазоне температур от плюс 5 °С до минус 40 °С.

4.10.3 Гусеницы снегоходов должны иметь ограждения, защищающие водителя и пассажиров от касания при движении.

4.10.5 В конструкции снегохода должно быть предусмотрено соответствующее экранирование таких деталей привода, как муфты, ремни, шестерни и цепи. Кожухи и экраны должны быть сконструированы и установлены таким образом, чтобы защитить водителя, пассажиров и людей, стоящих рядом со снегоходом, от повреждений и ранений в результате выброса фрагментов узлов и деталей в случае поломки.

4.10.7 Конструкция подножек водителя и пассажира должна препятствовать соскальзыванию ног.

4.10.9 В случае наличия на снегоходе ветрового щитка он должен иметь эластичную окантовку. Радиус закругления окантовки — не менее 3 мм. Материал окантовки по ГОСТ 14332. Допускается применять другие марки материала с аналогичными свойствами и назначением. Материал ветрового щитка в случае разрушения при испытании в соответствии с 5.8 не должен образовывать острых граней и осколков, способных причинить ранения или порезы.

а) обеспечивать надежную сцепку, исключающую возможность самопроизвольного расцепления во время движения;

в) обеспечивать возможность отклонения продольной оси дышла прицепа от оси тягового крюка в вертикальной и горизонтальной плоскостях не менее чем на 60° в каждую сторону и осевой поворот не менее 40° в каждую сторону;

д) выдерживать без разрушений циклическую нагрузку от нагружающей силы , кН, рассчитываемой по формуле (2), при числе циклов 2·10 и частоте приложения силы, не превышающей 35 Гц.

где — сумма собственной массы снегохода и его максимальной допустимой полезной нагрузки, т; — максимальная допустимая масса прицепа, т; — ускорение свободного падения (9,81 м/с).

4.10.12 Обозначение органов управления, контрольных приборов и индикаторов должно соответствовать ГОСТ Р 41.60 (приложение 4).

а) рулевое управление;

в) двигатель (устройство, предотвращающее запуск, в том числе действующее на систему зажигания);

4.10.14 Конструкция капота и поднимаемых ограждений должна исключать возможность их самопроизвольного опускания из поднятого положения, а также возможность самопроизвольного их открывания.

4.10.16 Изолированные кабели электропроводки следует защищать резиновой или пластмассовой оболочкой, неметаллической лентой, оплеткой или другим способом, защищающим кабели от перетирания, кроме тех мест, где кабели защищены иным образом, исключающим контакт с металлическими поверхностями. Электропроводка должна, где это целесообразно, быть сгруппирована, проложена и закреплена так, чтобы никакая ее часть не была в контакте с карбюратором, топливопроводами, выхлопной системой, движущимися частями или острыми кромками. Любые края металлических частей, подверженных контакту с кабелями, должны быть скруглены или защищены для предотвращения возможного повреждения кабелей от порезов или перетирания.

4.10.18 Все рычаги и иные органы управления должны иметь скругленные кромки. Не допускается наличие органов управления, переключателей, элементов консоли или рулевого управления, имеющих острые кромки, острые выступы или имеющих расположение, травмоопасное для водителя или пассажира при нормальной эксплуатации. Острые концы лыж или их наконечников должны иметь радиусы закруглений не менее 3 мм.

4.10.20 Снегоходы должны быть оборудованы указателем уровня топлива.

4.10.22 Снегоходы должны иметь маркировку идентификационным номером транспортного средства VIN (Vehicle Identification Number) по ГОСТ Р 51980. Маркировка наносится на несъемный элемент рамы (силового каркаса, несущего кузова) снегохода, а также указывается в табличке изготовителя при ее наличии.

4.10.24 Снегоходы, максимальная скорость которых превышает 20 км/ч, должны быть оборудованы спидометром.

4.10.26 Модификации снегоходов одного типа не должны отличаться в отношении конструкционной массы более чем на 20%, а также в отношении максимальной мощности двигателя более чем на 30%. Модификации снегоходов, имеющих отличие хотя бы одного из перечисленных показателей на величину более указанной, относятся к различным типам снегоходов.

4.11 Общие требования к конструкции детского снегохода

4.11.2 Наличие пассажирского места не допускается.

4.11.4 Объем топливного бака не должен превышать 2 л.

4.11.6 Снегоход должен быть оснащен устройством, обеспечивающим блокировку системы зажигания при открывании капота снегохода. После закрытия капота цепь зажигания должна включаться только с помощью штатного устройства запуска.

а) «Данное транспортное средство предназначено для использования в светлое время суток ребенком в возрасте не менее 6 лет под обязательным надзором взрослых. Использование данного транспортного средства на дорогах общего пользования недопустимо».

в) «Перевозка пассажира не допускается».

д) «Водитель снегохода должен использовать специальную одежду, сертифицированный защитный шлем и защитную маску лица или защитные очки».

4.11.9 На детские снегоходы не распространяются требования 4.10.20, 4.10.22, 4.10.23.

5.1 Испытания тормозной системы

5.1.2 Общие предписания

5.1.2.2 Масса снегохода при испытаниях должна складываться из собственной массы с допустимым отклонением ±2 кг и массы 75 кг, умноженной на число мест снегохода.

1 Если максимальная конструктивная скорость снегохода составляет 61 км/ч, установленная начальная скорость испытаний 64 км/ч снижается до 56 км/ч.

5.1.2.4 Усилие к рычагу тормоза должно прикладываться в соответствии со схемой, показанной на рисунке 2.

5.1.3.1 Произвести проверку требований, содержащихся в 4.1.2.2, отметив любые возможные случаи повреждения тормозной системы или нарушения ее регулировки.

5.1.3.3 Провести цикл контрольных заездов с торможениями с начальной скорости 64 км/ч. Число заездов — 4, дистанция, проходимая в каждом цикле между остановками, — 0,8 км. Должно обеспечиваться выполнение требований, перечисленных в 4.1.1.2.

5.1.4 Оценка результатов

5.1.4.2 После окончания испытаний разобрать тормозные механизмы для контрольного осмотра. Наличие видимых повреждений деталей тормозных механизмов, отслоение и растрескивание тормозных накладок не допускаются. Результаты осмотра зафиксировать в протоколе испытаний.

; (3)

где — замедление, м/с; — начальная скорость торможения, км/ч; — тормозной путь, м; — промежуток времени до полной остановки, с.

5.2 Испытания по определению уровня шума

5.2.1.1 Поверхность в пределах измерительной площадки, включая путь снегохода, должна быть покрыта слоем рыхлого снега высотой не более 7,5 см над основой, состоящей, как минимум, из 5 см слоя снега с плотностью не менее 0,3 г/см.

5.2.1.3 При измерениях уровня шума, кроме наблюдателя, считывающего показания измерительного прибора, ближе 15,2 м к траектории движения снегохода и к микрофону может находиться не более одного человека, при этом он должен находиться на одной линии «микрофон — наблюдатель» таким образом, чтобы наблюдатель находился между ним и микрофоном.

5.2.1.5 Скорость ветра при испытаниях не должна превышать 5 м/с, а атмосферное давление должно быть в пределах от 93 до 103 кПа.

5.2.1.7 Шумомер, используемый при испытаниях, должен быть не менее 2-го класса точности по ГОСТ Р 53188.1 с пределами измерения, содержащими диапазон от 19 до 140 дБ, с погрешностью не более ±1 дБ.Шумомер должен быть откалиброван по стандартному источнику шума непосредственно до и после каждой серии измерений. Если при проверке калибровки после серии измерений будет установлена разница в показаниях более чем на 1 дБА от результатов предшествующей калибровки, результаты соответствующей серии измерений считаются недействительными.

5.2.2.1 Измерительный участок для определения внешнего уровня шума снегохода должен быть размечен в соответствии с рисунком 5.

ГОСТ Р 50944-2011 Снегоходы. Технические требования и методы испытаний

5.2.2.2 Коридор, в пределах которого должен двигаться снегоход на измерительном участке, размечается сигнальными флажками, установленными в начальной и конечной точках измерения.

5.2.2.4 При измерении уровня шума при постоянной скорости снегоход разгоняется до постоянной скорости (24±3) км/ч (для детских снегоходов — 13 км/ч*) и проходит с этой скоростью измерительный участок А-В. Осевая линия снегохода при движении не должна отклоняться более чем на 1 м в любую сторону от осевой линии пути._______________* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных. В течение времени прохождения снегоходом пути между начальной и конечной точками регистрируется максимальное показание шумомера, установленного на чувствительность «медленно» и измерение по шкале А.

5.2.2.6 Контрольной точкой снегохода, для определения его местонахождения в какой-либо точке своего пути, считается передняя кромка лыж.

5.2.2.8 Измерение внешнего уровня шума должно производиться не менее трех раз с каждой стороны снегохода. Для этого движение снегохода на измерительном участке должно производиться в двух взаимно противоположных направлениях.

5.2.2.10 За результат измерений принимается наибольшее из значений среднего арифметического трех измерений для какой-либо стороны снегохода.

5.3.1 Для испытаний УБСД необходимо наличие следующих условий и оборудования.

5.3.1.2 Устройство для вывешивания задней части снегохода, позволяющее гусенице (гусеницам) свободно вращаться.

5.3.1.4 Устройство для симуляции неисправностей (заеданий) регулятора скорости, регулятора мощности и связывающего их привода управления, не позволяющее регулятору мощности вернуться в положение холостого хода при отпускании водителем рычага или поворотной рукоятки регулятора скорости.Симуляция неисправности регулятора мощности должна производиться путем его блокирования в положении, имитирующем положение широко открытого дросселя. Допускаются иные устройства для симуляции перечисленных неисправностей при условии имитации ими широко открытого дросселя, если будет доказано, что это не влияет на результат испытаний при воспроизведении любой возможной неисправности, не позволяющей регулятору мощности вернуться в положение холостого хода при отпускании водителем рычага или поворотной рукоятки регулятора скорости.

5.3.2.1 Для проверки выполнения требований по 4.3.3 и проверки срабатывания аварийного выключателя двигателя по 4.3.2 (при наличии) следует:

б) убедившись в том, что снегоход находится в рабочем состоянии, запустить двигатель, используя штатное устройство запуска в соответствии с рекомендациями изготовителя;

г) остановить двигатель, если он не был остановлен ранее для выполнения операции фиксации регулятора мощности по перечислению в), и дезактивировать УБСД;

е) остановить двигатель и реактивировать УБСД;

5.3.2.2 Для проверки срабатывания УБСД, обеспечивающих выполнение требований по 4.3.4, следует:

б) вывесить заднюю часть снегохода так, чтобы гусеница (гусеницы) могли свободно вращаться с помощью устройства, указанного в 5.3.1.2;

г) остановить двигатель и, зафиксировав с помощью устройства, указанного в 5.3.1.4, регулятор мощности двигателя в положении максимальной мощности, вновь запустить двигатель;

5.3.2.3 Для проверки срабатывания УБСД, обеспечивающих выполнение требований по 4.3.5, следует:

б) установить устройство, указанное в 5.3.1.4, с помощью которого зафиксировать регулятор мощности двигателя в положении, обеспечивающем движение снегохода на испытательном участке с постоянной скоростью 24 км/ч;

г) убедиться в том, что передача мощности к гусенице (гусеницам) автоматически прерывается при имитации покидания водителем снегохода. Методы, с помощью которых осуществляется имитация покидания водителем снегохода и контроль прерывания передачи мощности, должны быть отражены в протоколе испытаний.

5.4.1 Условия и оборудование для проведения испытаний

а) подвешенное ударное приспособление, указанное в 5.4.1.4, сбрасывается по команде и направлено в точку удара;

в) возможность считывать и записывать на таком приборе, как осциллоскоп, кривую «перегрузка — время» (см. рисунок 3), начиная с момента первоначального контакта ударного приспособления с сидением.

ГОСТ Р 50944-2011 Снегоходы. Технические требования и методы испытаний

5.4.1.2 Ударное приспособление должно оборудоваться устройством измерения замедления, которое должно обеспечить измерение единичных ударов короткой продолжительности (меньше, чем 0,05 с) в диапазоне значений замедлений от 5 до 100 g с точностью ±2% во время всей продолжительности импульса.

5.4.1.4 Ударное приспособление должно быть в виде жесткого сегмента полусферы радиусом 245 мм с размерами, указанными на рисунке 7. Верхняя часть устройства должна быть сконструирована таким образом, чтобы в ней была сосредоточена масса, обеспечивающая общую массу сбрасываемой части 90,7 кг.

ГОСТ Р 50944-2011 Снегоходы. Технические требования и методы испытаний

5.4.1.5 Оборудование для записи времени ускорения должно обеспечивать запись ударов с той же точностью, что и прибор для измерения ускорения.

5.4.2 Порядок проведения испытаний

5.4.2.2 Расположить контрольный образец под ударным приспособлением так, чтобы центр места для сидения водителя, определенный конструктивно, совпадал с центром ударного приспособления.

5.4.2.4 Установить приводной механизм ударного приспособления в такое положение, чтобы обеспечить требуемую скорость воздействия ударом в 3,15 м/с (эквивалентно 500 мм свободного падения до поверхности образца).

5.4.2.6 Отпустить ударное приспособление и записать кривую «перегрузка — время», используя методику изготовителя оборудования. Пять последовательных ударов должны быть сделаны с интервалами в 2 мин по одной и той же зоне удара.

5.4.3 Оценка результатов испытанийОценка соответствия сиденья требованиям 4.4 производится по диаграмме, изображенной на рисунке 4, на основе значения степени деформации, вычисленной по формуле (1), с использованием усредненных значений , и пиковой перегрузки (С) от пяти воздействий ударами на каждое конструктивно определенное место для водителя и пассажира. Результат испытаний считается положительным, если подтверждено соответствие требованиям 4.4 каждого конструктивно определенного места для водителя и пассажира для каждого из контрольных образцов сиденья.

5.5.1 Испытания должны проводиться с баком, у которого крышка и арматура находятся на своих конструктивных местах. Бак должен заполняться на 90% своей максимальной вместимости при комнатной температуре (23±3) °С во всех испытаниях, предусматривающих использование заполненного бака.

5.5.3 Испытание на удар

5.5.3.2 Испытания на удар после охлажденияПоместить баки, наполненные в соответствии с 5.5.3.1, в холодильную камеру при температуре минус (40±3) °С и выдержать до тех пор, пока их содержимое не достигнет этой температуры, при этом кристаллизация содержимого баков не допускается. После этого баки по очереди извлекаются из камеры, плотно закрываются и сразу же сбрасываются стороной, которая может быть подвержена удару на снегоходе, с высоты 1,25 м на ровную, твердую поверхность. До завершения процедуры испытания предыдущего бака извлечение из холодильной камеры последующего не допускается.

5.5.3.4 Оценка результатов испытаний на ударРезультаты испытания считаются положительными в случае, если при последующей проверке в соответствии с 5.5.2 всех испытанных на удар баков утечки воздуха отсутствуют.

5.6 Измерение уровня токсичности отработавших газов двигателя

5.6.2 Газоанализаторы должны соответствовать ГОСТ Р 52033 (приложение Б). Класс прибора I, диапазон измерения по окиси углерода (СО) от 0,01% до 5,0%.

5.6.4 Измерения должны выполняться в такой последовательности:

5.6.4.2 Запустить двигатель, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя от 2000 до 4000 об/мин, сохраняя этот режим не менее 15 с.

5.6.5 Перед проведением каждого последующего измерения необходимо выполнить следующее.

5.6.5.2 Увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя от 2000 до 4000 об/мин, сохраняя этот режим не менее 15 с, после чего произвести очередной замер в соответствии с 5.6.4.3.

5.7 Проверка защитных устройств и огражденийЦель проверки — определить размещение приводных частей, которые могли бы при контакте с водителем, пассажиром или рядом стоящим человеком вызвать травму. При проверке все компоненты снегохода должны находиться на своих местах и быть закреплены должным образом.

Рисунок 8 — Пальцевой щуп

Рисунок 8 — Пальцевой щуп

5.7.2.1 Для определения мест, где возможен контакт с движущимися частями, применяется пальцевой щуп. Пальцевой щуп может проникать только на длину рабочей области пальцевого щупа (102 мм).

5.7.2.3 Места, доступные рядом стоящему человеку, когда транспортное средство не движется, должны быть исследованы пальцевым щупом на контакт с частями, которые могут вращаться при холостом ходе двигателя.

5.8 Испытание материала ветрового щитка

5.8.2 При испытании на удар образец материала ветрового щитка, представляющий собой плоскую квадратную пластину со стороной 305 мм, предварительно охлажденный в течение 1 ч до температуры минус 29 °С и помещенный в качестве опоры по периметру на плоскую горизонтальную неупругую рамку, подвергается удару груза массой 1,25 кг, имеющего сферическую поверхность бойка радиусом 25,4 мм и падающего с высоты 914,4 мм.

Приложение А (справочное). Приводное устройство для испытания прочности элементов привода

Рисунок А.1 — Пример конструкции приводного устройства

Рисунок А.1 — Пример конструкции приводного устройства

________________* Доступ к международным и зарубежным документам можно получить перейдя по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2012

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть