Реверс на снегоход
Поскольку снегоход-вездеход без заднего хода эксплуатировать его было бы непросто. Вот я и взялся за разработку реверс-редуктора. Оговорюсь сразу, что моя конструкция этого важного агрегата рассчитана на изготовление на том технологическом оборудовании, которое имелось в моем распоряжении, а именно: токарном, фрезерном и зуборезном станках.
Отсюда изобилие винтовых соединений в корпусе редуктора. Конечно, корпус, изготовленный на координатно-рас-точном станке, выглядел бы современнее и технологичнее, однако немногие самодеятельные конструкторы могут воспользоваться таким станком, и мой опыт может им пригодиться.
Коробка корпуса сварена из заготовок, нарезанных из швеллера № 10, у которого полки укорочены до 16 мм. После сварки ширина коробки уменьшена до 98 мм на фрезерном станке. Вверху прорезано прямоугольное окно размерами 130×60 мм, закрываемое крышкой с резиновой прокладкой. Окно необходимо для периодического контроля за состоянием шестерен и уровнем масла.
Рядом с окном ввернут сапун. Внизу коробки, по центру, приварен стальной кругляш, в котором просверлено резьбовое отверстие М14 для слива отслужившего свой срок масла (завинчивается пробкой). Щиты корпуса вырезаны из стального листа толщиной 4 мм. В них, сложенных вместе, просверлены отверстия под болты крепления, корпуса подшипников и шток реверса.
К заднему щиту изнутри приварены четыре болта М 10×40 (для стыковки с шарниром «излома» рамы) и направляющая личинка (для штока реверса), а снаружи — обойма с резьбовыми отверстиями под винт, регулирующий усилие пружины шарика-фиксатора и выключатель (от автомобиля ВАЗ) фонаря заднего хода.
На штоке сделаны три углубления по месту для остановки ведомой шестерни в трех положениях: «передний ход», «нейтраль» и «задний ход». Все шестерни и валы реверс-редуктора изготовлены из стали 40Х с последующей закалкой до HRC 45…50. Для упрощения конструкции шестерни выполнены прямозубыми, чтобы не было бокового усилия в передаче. Правда, прямозубое зацепление более шумное, чем косозубое, однако за рокотом рядом стоящего двигателя его не слышно.
Передаточное число реверс-редуктора i = 2,96. С двигателем от грузового мотороллера «Муравей» он обеспечивает вездеходу максимальную скорость около 40 км/ч и неплохие тяговые характеристики. Последовательность сборки реверс-редуктора такая. Задний щит был слегка прихвачен к корпусу сваркой, и по отверстиям щита в корпусе изготовлены резьбовые отверстия М8. Ввинчены все 14 винтов крепления.
Установлены на свои места в щитах корпуса подшипников. На валы надеты шпонки, шестерни, подшипники; на шток — вилка с фиксирующим винтом. Затем эти узлы вставлены в задний щит, и все это в сборе пристыковано к раме вездехода: четыре болта М10 введены в отверстия рамы, с противоположной стороны на них надет фланец шарнира «излома» (конец ведомого вала при этом попал в шлицевую втулку переднего кардана шарнира), и завинчены гайки.
Временно (с помощью струбцин) к корпусу притянут передний щит в сборе и отрегулирован так, чтобы все валы реверс-редуктора вращались легко. После этого щит прихвачен сваркой и по его крепежным отверстиям в корпусе сделаны резьбовые отверстия М8 и ввинчены 14 винтов крепления. В последнюю очередь надета крышка штока, проверено, легко ли он двигается вдоль своей оси, и крышка зафиксирована винтами М6 в тут же просверленные резьбовые отверстия.
Для уплотнения щитов использован » герметик- прокладка«. Кронштейн рычага переключения ходов изготовлен из уголка 20×20×3 мм и соединен с корпусом и втулкой рычага сваркой. Рычаг со штоком связан двумя звеньями и двумя зашплинтованными пальцами диаметром 8 мм.
К корпусу-фланцу прикреплен редуктор привода спидометра от грузового мотороллера «Муравей». Для зацепления вала этого редуктора с ведущим валом в торце последнего имеется паз. Конечно, реверс-редуктор можно было бы сделать и компактнее, однако настоящие его габариты обусловлены размерами уже имеющегося на раме вездехода присоединительного фланца.
Изменить его невозможно, а какая-либо переходная деталь усложнила бы конструкцию. Так что возможность его усовершенствования оставляю моим потенциальным последователям.
(Автор: В.САЖИНОВ, г. Северодвинск, Архангельская обл)

Самодельный реверс-редуктор (основной материал деталей — СтЗ): 1 — корпус реверс-редуктора (швеллер № 100); 2 — щит передний; 3 — вал ведомый (сталь 40Х); 4 — болт М10×40 (4 шт.); 5 — сапун; 6 — прокладка (резина); 7 — рычаг переключения ходов; 8 — выключатель фонаря заднего хода (от автомобиля ВАЗ); 9 — обойма; 10 — вилка; 11—шток; 12 — кронштейн; 13 — подшипник 205 (2 шт.); 14 — вал ведущий (сталь 40Х); 15 — подшипник 204 (2 шт.); 16 — вал промежуточный (сталь 40Х); 17 — корпус-фланец; 18 — подшипник 206 (2 шт.); 19,28,31,32 — корпуса подшипников; 20 — шестерня ведомая (z = 56, сталь 40Х); 21,22 — шестерни промежуточного вала (z = 25 и z = 30, сталь 40Х); 23 — шестерня ведущего вала (z = 19, сталь 40Х); 24 — крышка корпуса; 25 — винт-пробка М14; 26 — личинка направляющая; 27 — крышка штока; 29,30 — крышки подшипников; 33 — винт Ml0, регулирующий усилие пружины шарика-фиксатора.
Коробки реверса и комплектующие

В каталоге интернет-магазина «Категория А» представлены различные комплектующие к снегоходам, в том числе и к реверсу. Задача этой системы — своевременное прекращение подачи топлива и искры, а также запуск двигателя в обратном направлении. Механический реверс на снегоходах не отличается безопасностью работы, так как могут включаться на высоких оборотах, а это чревато поломками механизма. Электронные системы более надежны и эффектны, так как нажать кнопку на снегоходе можно в любой момент движения.
Цена коробки реверса снегохода зависит от компании-производителя. В нашей компании всегда в наличии различные детали к снегоходам и другой технике, которая может эксплуатироваться в разных условиях.