Гусеничный ход снегоходов

Стреляй по колёсам

Текст: Андрей СудьбинФото: Андрей Куприн

До чего же забавная вещь Интернет! Пробираясь через дебри всемирной паутины, нет-нет да и наткнешься на что-нибудь неожиданное. Вот, например, горячие ростовские парни устроили гонки на самых обычных колесных тракторах. А вот какие-то оригиналы умудрились установить гусеницы Mattracks на самую обыкновенную «Ниву»! Постойте, но ведь продукция Mattracks выглядит несколько иначе… Таким вот нетривиальным образом мы и познакомились с командой энтузиастов из подмосковного Зеленограда, которая поставила своей целью дать стандартному полноприводному автомобилю еще одну степень свободы.

Чудеса новой геометрии

В ход пошла рулетка. Установка гусеничных тележек привела к тому, что автомобили несколько подросли: Wrangler на 12 см, а «Нивы» на 10. Увеличилась и общая ширина, поскольку гусеницы выступают за габариты кузова. Приятным подарком оказалось солидное увеличение дорожного просвета. У гусеничной «Нивы» он составил 380, а у Jeep Wrangler — 350 мм. Но самое главное, конечно, это изменившееся давление на грунт. Общая длина всех представленных вариантов гусениц оказалась одинаковой (1040 мм), а вот ширина гусеничных лент у «Нивы» и у Wrangler различалась (280 и 330 мм соответственно). Таким образом, площадь опорной поверхности составит 11 648 и 13 728 см2. Берем полную массу автомобилей (1610 и 1950 кг), делаем поправку на вес самих тележек (каждая тяжелее колеса на 60-70 кг) и получаем, что и » Нива«, и Wrangler будут давить на грунт с силой 0,159 кгс/см2. Много это или мало? Смотрим в таблицу и видим: достойно, очень достойно! Особенно если учесть, что для получения таких показателей не потребовалось никакого вмешательства в конструкцию автомобиля. И все же нам не терпелось проверить, так ли хороша окажется «гусеничная конверсия» в деле.

Занимаю место за рулем видавшего виды Jeep Wrangler… Включаем полный привод и переводим «кочергу» автоматической коробки передач в режим Drive — поехали! Показывайте дорогу, господа! Идея проста: пройти через заболоченный лес к просеке ЛЭП и по ней вернуться на базу. Но сначала нам предстояло проехать порядка километра по грейдеру… Не могу сказать, что пришел в восторг от поведения гусеничного движителя на сухой, твердой, но весьма неровной дороге. Во-первых, Wrangler вообще славится весьма жесткой подвеской, а тут он лишился «первого рубежа обороны» в лице накачанных воздухом шин. Кроме того, оказалось, что автомобиль весьма нервно реагирует на препятствия, особенно на продольную волну. Отпустить руль нельзя, да и ослаблять внимание не рекомендуется — Wrangler, как любопытный щенок, так и норовит удрать с заданной траектории в сторону ближайшего кювета. Но стоило нам свернуть на раскисшую дорожку, идущую вдоль опушки леса, как мои ощущения меняются самым радикальным образом.

А тем временем колеи становятся все глубже, а препятствия — серьезней. Здесь, пожалуй, уже не прошла бы ни стандартная » Нива«, ни стандартный Wrangler (во всяком случае, без помощи лебедки). Но наш караван движется без особых проблем, играючи справляясь и с бродами, и с глубокими, заполненными водой колеями. Кстати, в одном из бродов сердце мое тревожно екнуло: хозяева неоднократно подчеркивали, что гусеничные движители были установлены на абсолютно стандартные машины, без шноркелей и гидроизоляции. Но, слава богу, все обошлось.

Тили-тили-тесто…

Вплотную столкнулись мы и еще с одной проблемой (наверное, самой серьезной), а именно с «подворачиванием» гусеничных тележек при утыкании их в препятствие. Причиной этого неприятного явления могло стать скрытое в грязи бревно, перпендикулярно расположенная колея или просто рытвина, выкопанная прошедшей впереди машиной. Если вовремя не заметить, что гусеничная тележка, вместо того чтобы наехать на препятствие, начала «подламываться» внутри колесной арки, можно серьезно покалечить машину. Слава богу, вокруг было достаточно внимательных глаз, но все же предостерегающие крики «Стой! Давай назад! Гусеница подвернулась!» раздавались непозволительно часто.

Маневры на жестком субстрате

Но прежде чем попасть на трассу импровизированного триала, нужно было проехать километров десять по асфальту. Честно говоря, я ожидал, что на асфальте гусеничный движитель вновь будет выказывать свой капризный норов. Но нет, на трассе Wrangler вполне уверенно держал направление и совершенно не требовал подруливания. Замеренная при помощи GPS максимальная скорость оказалась равна 61 километру в час (спидометр в это время показывал 75 миль, или 120 километров). Это значит, что автомобиль на гусеницах вполне способен двигаться по дорогам общего пользования и при этом не слишком мешать другим участникам движения. А вот увлекаться скоростью не стоит: в случае экстренного торможения скорее всего произойдет пресловутое «подламывание» гусеничных тележек с непредсказуемыми последствиями. А еще беспристрастные замеры выявили, что радиус разворота машины на гусеницах практически не изменился по сравнению с колесным вариантом.

Нужны ли вам калоши?

Первый вывод, который мы можем сделать по результатам нашего выездного теста: замена колес на гусеничные тележки позволяет вплотную приблизить возможности вполне цивильного внедорожника к уровню лифтованного спортивного монстра. Но не в любых условиях. В каких-то местах, например, на заливном заболоченном лугу или на снежном поле, оснащенный гусеницами автомобиль выиграет, где-то, скажем, в грязевых колеях, они будут равны, а вот при преодолении препятствий типа «лежащее бревно» он однозначно проиграет. Зато установка гусениц не требует никаких необратимых модификаций. Нет, я бы, конечно, порекомендовал заменить бампера, сделать гидроизоляцию, установить шноркель и лебедку, но подвеска может оставаться в первозданном виде. А еще человек, решившийся сменить колеса на гусеницы, должен отдавать себе отчет, что если его машина провалится в болото, то гусеничные тележки автоматически превратятся в мощные якоря.

Что же касается зеленоградской команды, то, ребята проделали огромную работу. И на сегодняшний день их система в полушаге от того, чтобы стать коммерческим продуктом. Теперь о презренном металле. Комплект гусеничных тележек совсем не дешев: по расчетам, его рыночная стоимость должна составлять порядка 10 тысяч долларов! Но гусеничный «Бобр» обойдется втрое дороже автомобиля со сменным комплектом гусениц, не говоря уж о стоимости эксплуатации и невозможности ездить на «Бобре» по городу. Что же до сравнения с продукцией американской фирмы Mattracks, то и здесь у рожденной в Зеленограде конструкции есть свои плюсы. Например, вес американской гусеничной тележки в сборе составляет 180 кг! Зеленоградские — вдвое легче, а значит, гораздо меньше будет и износ подвески. А еще важно обеспечить достаточное количество адаптеров для установки на различные типы автомобилей. Кстати, у ребят уже готовы чертежи удлиненной тележки для тяжелых машин. Так что пожелаем им удачи и попрощаемся… Но ненадолго, до зимы. Нам, например, очень интересно узнать, так ли хороши гусеницы на снежных полях, как о них говорят авторы. А вам?

Хроника смены движителя

История «квадрогусениц»

Если заменить передние управляемые колеса на лыжи, то получится специализированный аппарат для движения по снегу. Результатом эволюционного развития этого направления стали известные всем снегоходы. Однако расположенная в штате Орегон фирма Tucker пошла другим путем. В 1950 году глава фирмы Эммит Таккер решил, что на современном уровне техники ничто не мешает оснастить гусеничной тележкой не только задний, но и передний ведущий мост. Так родился первый Sno-Cat, модель 222, основой для которого стал полноприводный пикап Dodge Power Wagon. Еще одной «изюминкой» машины стали гусеничные тележки в виде заполненных пробковой крошкой понтонов, которые обегали цепи с плоскими грунтозацепами. В течение многих лет эти понтоны оставались визитной карточкой вездеходов Tucker. Но особую известность снегоходы Tucker Sno-Cat (модель 743) получили в 1957–1958 годах, когда на этих машинах был совершен знаменитый трансантарктический рейд под руководством англичанина сэра Вивиана Фукса и новозеландца Эдмунда Хиллари (того самого Хиллари, который первым покорил Эверест).

Нет ничего прощеМихаил Бондаренко. Зам. директора фирмы «Коробейники»

А в чем, собственно, подготовленность?Михаил Борисов. Владелец подготовленного УАЗа

Конструкция поехалаЕвгений Бойко. Инициатор проекта

На сегодняшний день мы уверены: «конструкция поехала». Сейчас перед нами стоит задача доводки технологичности изделия. Есть завод, готовый принять заказ на изготовление достаточно крупной серии. Разумеется, до запуска серии нужно изучить рынок и спрос, а в этом направлении мы делаем первые шаги. Но уже сейчас изделие не стыдно показывать. Пока что в роли покупателей мы видим тех, кому такие изделия нужны в их профессиональной деятельности, кому нужно регулярно посещать труднодоступные места, в первую очередь — по снегу.

Многие любители самодельной техники занимаются разработкой и изготовлением вездеходов на гусеничном ходу.

Применяются самые разные решения при воплощении задумок в жизнь, но самой большой проблемой энтузиастов этого вида транспорта были и остаются гусеницы. Конечно, никто не запрещает использовать в своих образцах движители заводского изготовления, но хочется, чтобы вездеход (или снегоход), сделанный своими руками, имел и самодельные гусеницы. Давайте рассмотрим некоторые способы изготовления гусениц, которые показали достаточно хорошие эксплуатационные характеристики.

Простейший вариант

Гусеничный движитель для снегоходов и легких вездеходов можно сделать на основе обыкновенной втулочно — роликовой цепи и транспортерной ленты. Для изготовления такой гусеницы нет необходимости иметь специальные инструменты или оснастку, все делается «на коленке».

Для продления срока службы ленты, желательно прошить ее края леской с шагом около сантиметра (точно так же как швеи делают обметывание краев ткани), это убережет ленту от разлохмачивания. Соединение ленты в кольцо можно выполнить любым доступным способом, например, использовать шарнир по типу рояльной петли, или сшить торцы ленты (менее надежный способ).

Толщину ленты следует подбирать исходя из мощности двигателя. При использовании двигателей от мотоциклов отечественного производства, хорошие результаты показывает лента толщиной 8 — 10 миллиметров, которая используется на сельскохозяйственных транспортерах.

Не смотря на простоту изготовления, такая самодельная гусеница для снегохода имеет приличный ресурс и к тому же легко поддается ремонту в случае необходимости.

Гусеницы из покрышек

Довольно распространено среди самодельщиков изготовление гусениц из автомобильных покрышек. Для этой цели подбираются покрышки от грузовых автомобилей, желательно с подходящим рисунком протектора (будет меньше работы с шиной в дальнейшем).

Для изготовления такой гусеницы необходимо вырезать из покрышки борта, оставив только беговую дорожку. Работа эта достаточно трудоемкая и требует большого терпения, поскольку из инструментов применяется только хорошо заточенный сапожный нож.

Для упрощения работы можно время от времени смачивать лезвие в мыльном растворе, тогда резина легче разрезается. Как вариант, можно рассматривать применение самодельных приспособлений для резки, либо воспользоваться электролобзиком, на котором закреплена пилка с мелким зубом (пилку тоже лучше смачивать мыльной водой).

Сначала от покрышки отрезаются борта, затем при необходимости, снимаются лишние слои с изнаночной стороны получившегося кольца (если дорожка слишком твердая). После этого, если рисунок протектора не удовлетворяет требованиям конструктора, нарезается новая структура грунтозацепов.

Самодельная гусеница из покрышки обладает несомненным преимуществом перед вышеописанным образцом, так как она имеет изначально замкнутый контур, а значит и надежность ее будет в разы выше. Минусом является ограниченная ширина готовой гусеницы, однако при необходимости можно использовать сдвоенный и строенный по ширине вариант.

Гусеницы из ремней

Гусеница из ремней

Привлекательный из-за своей относительной простоты вариант изготовления гусеницы своими руками.

Ремни с клиновидным профилем соединяются в единое целое с помощью грунтозацепов прикрепленных к ремням с помощью заклепок или винтов.

Таким образом, получается гусеничное полотно с уже имеющимися отверстиями под ведущую звездочку (для этого потребуется лишь оставить промежутки между ремнями).

Способов изготовления гусениц много — главное иметь желание и терпение, и тогда все получится.

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть