Чертеж снегоходов
Желающих покататься по снегу много, но купить настоящую технику решаются немногие, и создают снегоходы самоделки из мотоциклов и даже старых авто. Конечно, энтузиастов не остановить, хотя зачастую созданный своими руками лыжно-гусеничный транспорт приносит больше проблем. Если рассматривать надежные и мощные снегоходы Arctic Cat, то можно отметить качество всех комплектующих, тщательно продуманную ходовую часть и производительные двигатели. Никакая самоделка не сравнится по ходовым характеристикам с недорогими моделями сноубайков.
Созданный снегоход своими руками всегда имеет ряд конструктивных недочетов, что обусловлено отсутствием у «производителя» надлежащего оборудования, материалов и доступа к технической документации. Когда нужна снегоходная техника для выполнения задач, работ или путешествий, не стоит изобретать самоделку, которая не только может подвести, но и причинить вред здоровью. Перед выходом в продажу все модели снегоходов Арктик Кэт проходят испытания, дорабатываются и только после этого попадают в мотосалоны. Гарантия американского производителя свидетельствует в его уверенности в выпускаемой продукции. Для самоделок обычно используются чертежи от «народных умельцев», хотя иногда их содержание удивляет.
Недостатки снегоходов самоделок следующие:
- Плохие ходовые качества
- Низкая прочность узлов
- Риск внезапных поломок на ходу
- Стоимость хороших комплектующих деталей
Стоит ли делать снегоходы самоделки?
Вопрос очень риторический, так как большинство людей не имеют времени и желания самостоятельно создавать технику. Чтобы сделать снегоход своими руками, нужны знания и навыки, оборудования, материалы. Теоретически переделать мотоцикл, поставив его на лыжи и гусеницу, не так сложно. Но в процессе эксплуатации у такого снегохода будет плохая управляемость и слабая проходимость. Это обусловлено тем, что самоделки продумываются по ходу работы, опираясь на сомнительные проекты.
Преимущества покупки снегохода Arctic Cat
По цене создание самоделки из оригинальных комплектующих узлов и агрегатов обойдется дороже полноценной техники, выпущенной заводом. Поэтому купить снегоход Арктик Кет у дилера не только целесообразно из-за его качества, но и экономической части вопроса. У дилера Kvadrodog всегда имеются в продаже все новые модели сноубайков американского бренда, которые можно взять в кредит или даже рассрочку.
Читайте также:
Где покататься на снегоходе Одежда для снегохода
Чертежи самодельного снегохода Жук





ТРАНСМИССИЯ.











Моторный отсек с трех сторон защищен резиновым бампером трапециевидного сечения, приклепанным к боковине отсека трубчатыми заклепками с шагом 50 мм через стальную ленту-накладку. Спереди в бампере прорезаны три продолговатых отверстия-воздухозаборника для вентиляции подкапотного пространства. Кроме того, на подножки вровень с трубами рамы снегохода уложены деревянные планки и прикреплены к обшивке снизу шурупами. Поверх планок настлан резиновый коврик и прибит к ним мелкими гвоздями. Наконец, капот оснащен ветровым стеклом, а тоннель гусеницы сзади прикрыт резиновым щитком.
КАПОТ изготовлен из листовой стали толщиной 1,5 мм при помощи дуговой электросварки. На нем смонтированы путевая фара (с кабелем подключения ее к бортовой электросети) и ветровое стекло. Капот установлен на бампере и прикреплен к корпусу снегохода двумя пружинными замками.

Постараюсь объяснить, как я это сделал.



Далее, сняв с коленвала гайку крепления ведущей звездочки, заменил ее приспособлением для точной разметки контура отверстия (на внешней поверхности крышки картера) под корпус вентилятора. Приспособление представляет собой стальной стержень диаметром 18 мм, один конец которого оформлен в виде гайки (для навинчивания на хвостовик коленвала), а другой имеет сквозное радиальное отверстие (для
Г-образной чертилки) и осевое резьбовое (для фиксирующего чертилку винта).
Затем вернул крышку картера на место, вставил в приспособление чертилку и зафиксировал ее с таким расчетом, чтобы своим остро заточенным концом она очерчивала окружность диаметром 50 мм.
Временно установил на место рычаг запуска двигателя и осторожно провернул коленчатый вал — чертилка на крышке картера оставила четко видимую риску окружности. Сначала грубым круглым, а затем тонким полукруглым напильником я удалил лишний металл, не забывая примерять предварительно выточенный на токарном станке корпус вентилятора.
Вставив корпус в крышку, разметил и просверлил отверстия под крепежные винты. Запрессовал манжетное уплотнение и подшипники с распорной втулкой. Между корпусом и крышкой установил прокладку из плотного картона толщиной 1 мм.
Вал крыльчатки со стороны двигателя имеет шестигранную полость, в которую плотно входит штатная гайка крепления ведущей звездочки. Шестигранная полость с гайкой создают своего рода шлицевое соединение.
Для более надежной работы вентилятора фланец крыльчатки выточен из дюралюминия. Крыльчатка — от двигателя мотороллера «Электрон». Поскольку направление ее вращения на мотороллере обратно направлению вращения коленвала двигателя снегохода, то своими лопатками крыльчатка обращена к крышке картера. На этой же стороне находятся воздухозаборные отверстия, надежно защищенные от попадания посторонних предметов. Кожух, воздуховод и фланец улитки сварены электродуговой сваркой.

СИСТЕМА ПИТАНИЯ. На снегоходе применена простая и надежная система питания: топливо поступает к карбюратору по бензопроводу самотеком. Штатная крышка в поплавковой камере карбюратора заменена другой, с горизонтальным расположением штуцера, что дало возможность исключить «лишнее» колено бензопровода. Топливный бак — от мопеда «Рига- 12» емкостью 5,5 л (для моего снегохода такой емкости вполне достаточно). Габариты бака позволили легко «вписать» его в подкапотное пространство, зажав в жестком хомуте с резиновой прокладкой.






ОПОРНЫЕ ТЕЛЕЖКИ. На снегоходе имеются три опорных моста (три оси) с шестью опорными тележками, состоящими из балансиров, катков и пружин.
Конструктивно все двенадцать сварных балансиров совершенно одинаковые. Каждый из них представляет собой комбинацию из шести деталей.
Катки вращаются в шарикоподшипниках. Чтобы они не соскакивали с осей, концы последних расклепаны. Втулки катков дюралюминиевые, обода — резиновые, заклепки — стальные. Так как подшипники закрытые и смазки не требуют, то пресс- масленки здесь отсутствуют.



Упругими элементами тележек являются пружины. Они постоянно находятся в слегка сжатом состоянии, поскольку распрямиться до конца им не дают упирающиеся друг в друга стерженьки, приваренные к балансирам снизу.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ Руль снегохода — мотоциклетного типа. Выгнут из стальной трубы диаметром 21 мм. На правом роге руля расположен рычажок управления дросселем от мотоцикла ИЖ-49, на левой — рычаг сцепления.
Рукоятка управления реверс-редуктором расположена справа от приборного щитка. Она имеет три фиксированных положения: левое — движение вперед, среднее — «нейтраль», правое — движение назад.

Скорость движения снегохода контролируется по спидометру. Рядом с ним установлены переключатель «ближнего — дальнего» света и общий выключатель электропитания. Кстати, энергией электрооборудование «Жука» снабжается от генератора Г-427 двигателя.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Пожалуй, это самая сложная и трудоемкая система снегохода. Как и руль, рулевой вал изготовлен из стальной трубы диаметром 21 мм. Пространственное положение ему задают два съемных кронштейна — верхний и нижний. Первый двумя болтами М8 прикреплен к приборному щитку; второй, несущий на себе еще и узел крепления двигателя, — четырьмя такими же болтами — к стенке тоннеля гусеницы.
Рулевой вал может поворачиваться — подшипниками скольжения ему служат запрессованные в кронштейны бронзовые втулки. Они имеют каналы для подвода смазки, которая подается через пресс-масленки, имеющиеся по бокам кронштейнов (на чертежах не показаны).



ЛЫЖИ. Полозья рулевых лыж изготовлены из стального листа толщиной 2,5 мм. Для лучшей управляемости и предохранения от абразивного износа снизу они имеют подрезы из стальной полосы сечением 10×6 мм. Отогнутые вниз боковые кромки полозьев, а также лонжероны П-образного профиля придают им необходимую жесткость. В горизонтальных полках лонжеронов имеются отверстия диаметром 20 мм, через которые производилась сварка лонжеронов с полозьями.
Амортизатор каждой лыжи сделан из одного листа рессоры автомобиля ГАЗ-69. Сзади амортизаторы закреплены как обычно — с помощью проушин, резиновых втулок и болтов. Спереди же они имеют с лыжами подвижное (скользящее) соединение. Поскольку необходимый для данной конструкции изгиб передних законцовок амортизаторов потребовал бы предварительного термического отпуска металла и последующей закалки, то избран пусть грубый, зато более простой путь: законцовки сначала были лишены петель, затем отрезаны, перевернуты и приклепаны к рессорам.


Такая конструкция благодаря подвижности соединения позволяет амортизатору упруго прогибаться и воспринимать нагрузку, а уступ на законцовке ограничивает его от чрезмерного прогиба. Для меньшего истирания поверхностей лонжеронов, контактирующих с амортизаторами, между ними введены тефлоновые прокладки. Так как крейсерская скорость снегохода сравнительно небольшая, то ударные нагрузки невелики, и такой амортизации вполне достаточно.
Кроме того, к носкам лыж приварены ручки, согнутые из листовой стали толщиной 2,5 мм. Они нужны в основном для переноски и погрузки снегохода (с использованием поручня сзади) или для разворота снегохода вручную в узких местах.
В.ПЕТРОВ,
Красноярский край